Экологическое образование способствует осознанию того, что сохранение биосферы — непременное условие не только существования, но и развития человечества. Для формирования научного мировоззрения обучающихся важно знать связь теории с методологией, с картиной мира, знать формы и способы их взаимодействия. Достичь этого помогает исследовательская деятельность в учебном процессе и на внеурочных занятиях. В связи с новой парадигмой образования – переходом на личностно-ориентированное образование, то есть развитием личности учащегося, первостепенное значение приобретает не столько усвоение учебной программы, сколько развитие умения логично мыслить, принимать правильные решения, самостоятельно приобретать необходимые для жизни знания, умения и навыки.
Очередная встреча в «зеленой лаборатории» — кабинете биологии, началась с проблемных вопросов: Как отличить цветковые растения от нецветковых, если на комнатных растениях нет цветков? На какие группы можно разделить все декоративные растения, которые мы видим в классной комнате? Какие приспособления имеют растения для того, что бы переносить неблагоприятные условия? Какие особенности строения цветка можно увидеть невооружённым глазом? Какие виды растительных тканей можно обнаружить в отдельных частях цветка? Кто руководит жизнью растений в природе? В каких условиях части растения отмирают и как отличить живые части?
На каждый вопрос ребята смогли найти ответ, работая в парах или вместе с педагогом. Основная задача практической части – рассмотреть «Строение частей цветка и пыльцы под микроскопом», работая с оборудованием (предметные и покровные стёкла, пинцеты, скальпель, препаровальные иглы), с натуральными объектами (растениями в букете) и микроскопом. В ходе её выполнения ребята изучили особенности строения отдельных частей цветка тюльпана: расположение листьев на стебле и их жилкование, разнообразных и ярко окрашенных лепестков венчика, 6-и тычинок и одного пестика.
Ребята не только рассматривали детали строения, но и пытались фиксировать результаты работы – делали фото из микроскопа или зарисовали схему расположения клеток с обозначением отдельных деталей.
Удивительным для ребят оказался факт, что живые части растения могут светиться отражённым светом (флуоресценция) и совершать движения (настии и тропизмы), а главным экологическим фактором для растений является длина светового дня. Погодные условия, такие как «температурные качели» — это очень капризный фактор — он может обмануть растения и тёплая погода (в феврале или в октябре) может заставить их тронуться в рост или зацвести в неположенный срок, а затем резкое похолодание – и растения подмерзают или умирают.
Макроскопическое строение частей растений Отдела Цветковые и Нецветковые ребята смогли рассмотреть на гербарных экземплярах с помощью лупы на уроках. А микроскопическое строение (нижние части листа папоротника, на которых располагаются спорангии со спорами) они детально изучали с использованием микроскопа.