«Биология», как учебный предмет, в нашей школе осваивается ребятами на разных уровнях (базовом в средней группе классов и профильном – в старшей школе).
Одна из задач современного образования — приобретение знаний через практическую направленность. На уроках ребята учатся проводить исследования с использованием биологических объектов и оборудования, которое находится в лабораториях естественнонаучного цикла (кабинетов биологии, физики, химии и географии).
Особенный интерес вызывают те уроки, на которых ребята получают возможность работать с натуральными объектами. Так, учащиеся 6 классов, в ходе практической работы «Изучение строения побегов», рассматривали внешнее строение стебля у цветковых растений (на гербарных экземплярах) и внутреннее — микроскопическое строение ветки дерева липы (на готовом микропрепарате). А во время лабораторной работы, проводя «исследование строения корневища, клубня, луковицы», познакомились с видоизменёнными подземными побегами и их функциями. Особенно бережно и аккуратно ребята относились к тем натуральным объектам, которые сами отобрали и принесли в «школьную лабораторию».
Пятиклассники, знакомились со сложными химическими превращениями, наблюдая демонстрационные опыты («обнаружение неорганических и органических веществ в семенах растений»), которые проводил учитель. Затем, работая в группе, ребята самостоятельно пытались определить состав предложенных биологических систем (вода, минеральные соли и органические вещества — белки, жиры, углеводы). Иногда бывало, что учителем для исследования предлагались не очень приятно пахнущие вещества! А веселое настроение у ребят на уроке было от того, что вместе с одноклассниками они смогли дать ответ на самостоятельно поставленный исследовательский вопрос.
Учащиеся старшей школы уже имеют навыки исследования по предложенному алгоритму, поэтому им предлагается, при выполнении практической части программы по цитологии, самостоятельно планировать свою работу, подбирать методику и оборудование (в том числе и оборудование центра «Точка роста»), проводить эксперимент. Результаты ими обрабатываются при помощи компьютерных программ, что позволяет оценить достоверность полученных результатов. К урокам с практической направленностью педагоги и ребята всегда готовятся, при выполнении работы соблюдают правила техники безопасности, поэтому по итогу – всех хорошее настроение и отличные оценки в журнале.
Программа курса биологии развивает представления учащихся о познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, развивает умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. А это и есть процесс формирования естественнонаучной грамотности, которая развивается в школе и необходима будет каждому из них в дальнейшей повседневной жизни.